8 самых известных картин и художников мира

Изобразительное искусство столь многогранно, что способно затронуть абсолютно каждого не Земле. Имена великих художников, чьи полотна восхищали и продолжают удивлять людей по сей день, увековечены в мировой истории. В статье рассмотрим самые знаменитые картины мира.

«Портрет госпожи Лизы Джокондо» Леонардо да Винчи

Всем известное загадочное произведение «Мона Лиза» имеет не менее таинственную историю создания. Считается, что на полотне изображена Лиза дель Джокондо, супруга торговца шелками из Флоренции, Франческо дель Джокондо. Будучи очень заинтересованным в искусстве и, особенно, в живописи, он заказал портрет молодой жены в честь рождения первого ребенка. О личности самой женщины почти ничего не известно, кроме того, что она рано вышла замуж и прожила обычную жизнь.

Леонардо да Винчи, который практически не брал заказов, почти все свое время уделял написанию портрета, увез его с собой во Францию. Начав работу в 1503-1506 гг., он закончил картину лишь десять лет спустя. Существует неподтвержденная версия, что творец любил Лизу, поэтому был так привязан к полотну.

Леонардо да Винчи

В 1519 году по завещанию Леонардо да Винчи произведение перешло в руки его ученику, Салаи, в Италию. После смерти тот оставил «Джоконду» сестрам в Милане. Неизвестно, как картина вернулась во Францию (возможно, была куплена Франциском I у наследников художника), но после она оказалась в Версальском дворце и наконец в Лувре, где, пережив несколько покушений, за пуленепробиваемым стеклом находится сегодня.

Примечательно, что известная мимолетная «улыбка Моны Лизы», ставшая литературным штампом и вызывающая столько вопросов у искусствоведов и публики, не считалась интересной или загадочной до того, как писатель Теофиль Готье в XIX веке не написал о ней в своем произведении. На сегодняшний день «Джоконда» возглавляет список самых известных портретов мира.

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Полотно писалось в 1482-1486 годах знаменитым итальянским художником по мотивам легенды о рождении богини любви и красоты Афродиты или Венеры (римская версия). Согласно мифу, девушка родилась у острова Кифера из морской пены.

Она приплыла в раковине к Кипру, где ее встретили Зефир − крылатый западный ветер, обнимающая его жена, Хлорида (Флора), и одна из граций – этот момент и запечатлен на холсте Ботичелли.

По официальной версии картина предназначалась Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, флорентийскому государственному деятелю, а в роли натурщицы выступала возлюбленная его брата Джулиано, самая красивая девушка Флоренции того времени, Симонетта Веспуччи.

Сандро Ботичелли

Пораженный обстоятельствами их смерти (Симонетта умерла от чахотки 26 апреля, в тот же день Джулиано был убит два года спустя) и глубиной любви, художник часто помещал их вместе на своих полотнах.

Сандро Боттичелли до середины XIX века не считался великим мастером, как и его картина не была признана критиками. Вспомнили и восславили красоту его творений уже прерафаэлиты, отрекшиеся от культивированного художника Рафаэля Санти (о чем говорит название течения). «Венера» Сандро Боттичелли и сегодня считается прекраснейшим женским образом, созданным кистью художника.

«Сотворение Адама» Микеланджело Буонаротти

Дата создания фрески – 1511 год. Один из самых знаменитых художников и скульпторов, Микеланджело Буонаротти, изобразил Бога-Отца, окруженного ангелами. Он почти касается своей рукой руки лежащего на скале Адама, таким образом даруя ему душу. Постепенно оживая, юноша тянется к Творцу, но не может прикоснуться – этим автор символизирует вечное стремление человечества к божественному и невозможность соединения с ним.

Микеланджело воспевает мощнейшую творческую энергию Бога и красоту его произведения – человека, вместе с жизнью вдыхающего жажду познания и поиск божественного.

Фреска, размещенная на потолке Сикстинской капеллы, признана одной из величайших среди всех композиций росписи. У произведения необычная история. Изначально Юлием II планировалось заказать у Микеланджело гробницу для себя, но этому помешал конкурент и завистник скульптора – Браманте. Он убедил папу, что нехорошо делать гробницу при жизни.

Буонаротти лишается заказа. Затем Браманте уговорил Юлия II предоставить Микеланджело, который до этого момента никогда не занимался фресками, роспись потолка Сикстинской капеллы. Но Буонаротти прекрасно справился с поставленной задачей, создав нетленный шедевр и заплатив за него собственным здоровьем – с тех пор он плохо видел вблизи, мог читать текст, лишь держа его высоко над головой, заболел артритом, усугубил сколиоз, подхватил ушную инфекцию и потратил много нервов на многочисленные правки от папы.

«Свобода, ведущая народ» Эжен Делакруа

Первое название картины, данное автором – «28 июля,1830». В наше время она больше известна как «Свобода на баррикадах» или «Свобода, ведущая народ». Главная героиня и символ июльской революции Франции 1830 года – Марианна, профиль которой и сегодня можно увидеть на государственной печати страны.

Эжен Делакруа

Изобразив женщину полуобнаженной, Делакруа отсылается на фразеологизм «идти с голой грудью», подчеркивая отвагу и самоотверженность народа. Рядом с Марианной – буржуа, простой рабочий и ребенок, символизирующие единство всех слоев населения. «Если я не сражался за Родину, то хотя бы буду для нее писать», –  говорил брату Эжен.

«Свобода на баррикадах» была написана за три месяца осенью 1830 года, после свержения Карла X и окончания режима реставрации Бурбонов. Весной 1831 года картину впервые показали восторженно принявшей ее публике.

Государство купило ее за 3000 франков, чтобы поместить в тронном зале Люксембургского дворца в качестве напоминания о революции для нового правителя – короля-гражданина Луи-Филлипа I. Однако из-за политической провокационности «Свободу, ведущую народ» исключили из музейной галереи дворца на 25 лет.

«Последний день Помпеи» Карл Брюллов

Русский художник-романтик готовился к созданию произведения 6 лет, а написал картину за 11 месяцев в 1833 году. Заказчиком был Анатолий Демидов. Идея пришла во время поездки в Неаполь летом 1827 года, где Карлу Брюллову удалось побывать на раскопках Помпеи, оставивших глубокое впечатление в сердце у мастера.

На холсте в 30 квадратных метров изображено страшное событие 79 года н.э. – извержение вулкана Везувия, унесшего жизни около 2000 жителей древнего города. Место действия – «улица гробниц», на которой древние жители Помпеи хоронили в мавзолеях умерших, было выбрано не просто так.

Многократные посещения руин, изучение трудов, создание зарисовок. Проделав долгую работу, художник представил миру свое произведение, вызвавшее восторг не только у соотечественников, но и за рубежом. Нечасто русские художники были удостоены такой высокой оценки.

В неспокойной Италии 19 века, охваченной новыми революционными волнениями, «Последний день Помпеи» называли «триумфальным» произведением, напоминающем об историческом прошлом. Она распаляла свободолюбивые настроения народа, выступающего против Австрийской власти.

В Европе 34-х летнего талантливого Брюллова называли «Великим Карлом», ведь именно он впервые доказал Италии, до этого не верящей в высокие способности русских художников, что его кисть ничуть не уступает их мэтрам в мастерстве. На родине творец и творение заслужили глубокое уважение публики. Заслуги Брюллова вызвали патриотический подъем. О событии даже писались стихи. Всеобщее ликование выразил Евгений Баратынский в строках:

«И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день!»

«Девятый вал» Иван Айвазовский

Один из известнейших художников армянского происхождения (имя и фамилия при рождении – Ованес Айвазян). Будучи успешным в молодости, Айвазовский уже был известен как маринист не только в России, но и в Европе. В 1844 году он попал в мощный шторм в Бискайском заливе. Судно, на котором плыл молодой человек, не пришло в порт в назначенное время. Его уже посчитали затонувшим, а о живописце написали в газете, как о погибшем, однако, к счастью, художник все-таки выжил.

Эпизод из жизни вдохновил русского художника на одну из известнейших его картин. «Девятый вал» сразу был оценен современниками. Сегодня произведение – мировой шедевр живописи. У холста, выставленного в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, собирались толпы зрителей.

«Девятый вал» неспроста назван именно так.  По поверьям моряков многих народов, в бурю именно этот по счету водяной вал самый большой и разрушительный из всех, ему предшествующих. Считается, что он несет за собой смерть. Однако картина Айвазовского полна надежды – солнце освещает разгневанные воды и обломок мачты с изнеможенными людьми, над ними не нависли свинцовые тучи безысходности. Возможно, это означает, что судьба пощадит моряков.

Полотно было завершено на 12-й день, что считалось длительной работой для художника – обычно он писал за один подход и тратил не более 20 часов. Произведение было куплено для русской галереи Эрмитаж. В 1898 году открыли Русский музей императора Александра III, где «Девятый вал» стал одной из первых в коллекции работ.

«Впечатление. Восходящее солнце» Клод Моне

Шедевр был написан ранним утром в старом аванпорте Гавара с натуры и назван «Море». Стремясь уловить и передать каждый оттенок света восходящего солнца, Клод Моне работал быстро, размашисто накладывая мазки на оживающий холст. В 1874 году, перед выставкой «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов», автор меняет название картины на то, которое вскоре даст определение всему течению.

«Обои, и те смотрелись бы завершеннее, чем это «Впечатление»!», −охарактеризовал холст Моне, Луи Леруа − журналист того времени.

Так и родилось одно из крупнейших направлений в искусстве – «импрессионизм» (фр. «впечатление»).

15-ти летним юношей Моне был известен в городе как карикатурист и на дух не переносил пейзажи. Мировоззрение перевернулось благодаря Эжену Будену – художнику, ставшему учителем Клода. С тех пор люди все реже появлялись на полотнах творца, уступая главенствующую позицию природе, игре света и оттенков.

Впервые картину увидела публика 15 мая 1874 года в Париже, в бывшей мастерской известного фотографа Надара, где была организована «Выставка импрессионистов», как ее презрительно назвали критики. В то время слово «импрессионизм» считалось грубым оскорблением для художников, однако Клода Моне мало волновало мнение окружающих.

Клод Моне

Кроме него на выставке «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов» были представлены работы 29 художников-единомышленников, в том числе полотна Огюста Ренуара, Берты Моризо, Камиля Писсаро, Альфреда Сислей, Анри Руара и других. Всего насчитывалось 165 произведений.

Выставка не имела успеха, однако некоторые картины, в том числе «Впечатление», были приобретены за небольшие деньги.

Картина экспонировалась в Париже, в музее Мармоттан. В 1985 вместе с ней были украдены другие работы Моне, полотна Ренуара и Моризо. «Впечатление. Восходящее солнце» нашли пять лет спустя и в 1991 вернули в экспозицию.

«Звездная ночь» Винсент Ван Гог

Одна из культовых картин современности, до сих пор занимающая первые места в топе самых популярных. «Икона» экспрессионистов − «Звездная ночь», написана нидерландским художником пост-импрессионистом, Винсентом Ван Гогом, в июне 1889 года. Этот период своей жизни творец провел в больнице для душевнобольных в Сен-Реми-Провансе (Франция).

Легендарная картина создана за один день в студии, в которой ему разрешалось заниматься творчеством. На ней изображен вид из восточного окна спальни на предрассветный пейзаж и вымышленную деревню. Винсент Ван Гог придумал свой собственный стиль изображения неба. Он кругообразно накладывал мазки, чтобы передать движение света, момент перехода оттенков друг в друга. Несмотря на то, что полотно писалось не с натуры, небо на нем оживает. Удивительно, но кроме прочих светил, творец показал Венеру, действительно бывшую в тот момент на небосводе, и турбулентность, незаметную человеческому глазу.

Сам художник считал «Звездную ночь» неудавшейся и отзывался о ней пренебрежительно. Картина хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1941 года.

Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог не имел художественного образования и учился самостоятельно, в 1880 году не без поддержки брата переехал в Брюссель, чтобы посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако художник вернулся домой через год и продолжил самообучение. Его произведения заинтересовывали и привлекали внимание, но не пользовались успехом.

Распространен миф, будто Ван Гог при жизни продал всего одну картину, «Виноградники в Арле». На самом деле, это не так. В настоящее время известно как минимум о 14 сделках. «Виноградники в Арле» − первое полотно, проданное за хорошую сумму.

Видео в тему

Udipedia-news.ru